ВЫХОД ИЗ ПОТЕРИ СКОРОСТИ И ШТОПОРА ПО ПРИБОРАМ
Теперь, когда вы знаете, как выполнять нормальные летные эволюции по приборам, вы должны также уметь выходить по приборам из положений, в которые самолет попадает нечаянно, как то: из потери скорости и из штопора. Плохо, если вы делаете ошибки в воздухе, но еще хуже, если вы не умеете исправлять их.
Если ваш самолет потеряет скорость из-за недостаточной быстроты поступательного движения, опустите нос самолета. Как только указатель воздушной скорости начнет показывать увеличение скорости, слегка возьмите — ручку на себя. Обязательно поднимайте нос самолета, прежде чем указатель воздушной скорости покажет нормальную, желательную скорость. Опережайте указатель воздушной скорости, медленно поднимая нос самолета и не давая ему развить слишком большую скорость. Развив желательную вам нормальную скорость, проверьте вашу вертикальную скорость убедившись в том, что вариометр стоит на нуле. Во время этой стадии выхода из потери скорости проверьте также положение стрелки и шарика указателя поворота и скольжения, которые должны находиться в среднем положении.
Если ваш самолет переходит в левый штопор, как показывают приборы на рис. 285, опустите руль высоты и, дав правую ногу, приведите стрелку указателя поворота в среднее положение. Когда вращение самолета прекратится, вы окажетесь в положении прямолинейного пикирования, а шарик указателя скольжения вернется в среднее положение. Теперь, выйдя из штопора, продолжайте действовать так, как при выходе из потери скорости. Выходя из штопора, помните последовательность действий: вы должны: 1) прекратить вращение, 2) привести шарик указателя скольжения в среднее положение, 3) урегулировать вашу воздушную скорость, действуя рулем поворота, элеронами и рулем высоты в указанной последовательности.
Никто — даже бестолковый Джо — не может надеяться успешно летать по приборам без основательной тренировки в пользовании каждым отдельным прибором. К счастью для бестолкового Джо, эта тренировка проводится на земле на тренажере[29] Линка, на котором те элементарные ошибки, к которым бестолковый Джо имеет такой талант, не кончаются катастрофой.
Если даже весь самолет будет полон приборов, вряд ли это поможет делу, если главный из них — голова бестолкового Джо.
Рис. 286. |
Рис. 286. Тренажер Линка состоит из макета самолета, имеющего крылья и рули, и инструкторского стола, оборудованного радио, телефоном и записывающим прибором, ведущим точную запись вашего «полета». Макет самолета установлен на вращающемся и качающемся столе, смонтированном на неподвижном основании.
Не думайте, что этим макетом самолета легко управлять. Он подвергается продольному и поперечному кренам, делает повороты, воспроизводит пикирование и кабрирование и может вращаться так быстро, что вы испытаете те же ощущения головокружения, что и во время полета в облаках. Макет можно также встряхивать, чтобы дать вам практику в работе при «болтанке». Собственно говоря, тренажер даже значительно менее устойчив и гораздо более чувствителен к органам управления, чем обычный самолет, так как тренироваться гораздо лучше на сверхчувствительном самолете, чем на тихоходном и более устойчивом.
Макет самолета-тренажера соединен радио и телефоном со столом инструктора. По телефону последний дает вам разные команды и указания;
по радио вы принимаете сигналы радиомаяков, что позволяет вам, находясь в полной безопасности на земле, приобрести основательный опыт в полетах по воздушным трассам.
Тренировка ваша начинается с простейшей эволюции — выполнения поворотов направо и налево с постоянной скоростью. Вы делаете эти повороты сперва при открытом колпаке, затем под колпаком. Важным отделом тренировки в этой стадии является выполнение точно рассчитанных во времени разворотов без помощи часов, путем счета заданного числа секунд.
Тренажер Линка оборудован всеми разнообразными приборами, действие которых было объяснено на предыдущих страницах, и прежде чем закончить обучение, вам придется доказать свое уменье пользоваться каждым из них как втихую, так ив бурную погоду и летать при помощи радиомаяков и счисления пути.
Рис. 287. На стол инструктора, обучающего бестолкового Джо, в начале урока кладется чистый лист бумаги. Каждый маневр, выполняе
мый бестолковым Джо, каждая ошибка, которую, он делает, автоматически отмечаются на бумаге самопишущим прибором. Этот прибор, приводимый в действие электрическим моторчиком, двигается со скоростью около 2,5 мм в минуту, и когда он кончает работу, мы получаем запись черным по белому всего, что сделал бестолковый Джо.
Урок на тренажере обычно продолжается около 30 мин., а нормальный курс обучения пользованию приборами требует в большинстве случаев 25 час. напряженного труда.